Практический семинар по 223-ФЗ 03-05 октября 2018 в Москве
Правоприменительная практика исполнений предписаний ФАС РФ заказчиками. Обзор судебной практики административных правонарушений в сфере закупок в 2018 году. Практическая реализация изменений в закон о закупках № 223-ФЗ с 1 июля 2018 года и с 01 января 2019 г. Закупки у единственного поставщика на грани дозволенного
Вип-семинар
Сроки проведения: 03-05 октября 2018 г., отель «Золотое Кольцо» 5* , г. Москва, ул. Смоленская, 5
Лекторы:
Толстобоков Олег Николаевич – к.т.н., доцент кафедры государственных и корпоративных закупок ГОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования» Минобрнауки России, действующий эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА РФ, аккредитованный Министерством юстиции РФ (свидетельство №2390 от 28.04.2016), эксперт по качеству (№ диплома БВС 0928033), референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, соавтор совместного издания Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, ФАС России для заказчиков и поставщиков "ПРОВЕРКИ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ГОСЗАКАЗА", автор более 195 статей по практике надзора, контроля и аудита закупок, опубликованных в 2013-2018 годах в специализированных изданиях; 2011-2014 старший инспектор по комплексному контролю государственных и общественных закупок Счетной палаты Российской Федерации; 2008-2011 заместитель начальника отдела нормотворчества Управления контроля размещения государственного заказа Центрального аппарата ФАС России.
Приходько Арсений Иванович – к.ю.н., Советник юстиции 2-го класса Управления публичного права и процесса Высшего Арбитражного Суда РФ, магистр частного права.
Мероприятие ВИП уровня:
- Семинар пройдет в отеле «Золотое кольцо» расположенном в центре культурной и деловой жизни Москвы, напротив знаменитого высотного здания МИД России и исторической улицы Старый Арбат, в непосредственной близости от станции метро Смоленская, в центре города. В отеле «Золотое Кольцо» 5* официально останавливаются высокопоставленные чины, звезды, бизнесмены – вы проведете время в достойном окружении! Во всех номерах отеля предусмотрены рабочая зона, доступ к Wi-Fi, мини-бар, все необходимое для приготовления чая или кофе, плазменный телевизор, система климат-контроля и сейф.
- Слушатели получат индивидуальные консультации от Олега Толстобокова и Арсения Приходько.
- Подарок № 1: Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). 2018 г. — 328 стр. ISBN 9785915501965. Авторы: Трефилова Т.Н., Борисов А.Н. Книга подготовлена в связи с многочисленными изменениями, внесенными в комментируемый закон Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 505ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». УДК 34.028.5 ББК 67.41
- Подарок № 2: Типовое Положение о закупках товаров, работ, услуг, разработанное ведущими экспертами Трефиловой Т.Н. и Бабуновым С.В., предназначено для руководителей и специалистов организаций, являющихся заказчиками, а также руководителей и специалистов организаций, индивидуальных предпринимателей — участников закупки.
- Участникам выдается Диплом о профессиональной переподготовке «Эксперт в сфере закупок», именной сертификат участника.
ПРОГРАММА
03 октября 2018 г.
10:30-18:00
Лектор: Арсений Приходько
Анализ обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).
Установление в закупочной деятельности запрета на привлечение к исполнению договора субподрядчика:
- положение закупочной документации о личном исполнении подрядчиком контракта (договора): условие о способе и порядке исполнения контракта (договора) или требование к участнику закупки;
- позиции контролирующих органов;
- правовой подход ВАС РФ.
Отдельные налоговые аспекты закупочных процедур:
- оценка заявок участников торгов, находящихся на разных системах налогообложения;
- о допустимости включения в закупочную документацию условий о корректировки заказчиком ценовых предложений участников торгов в зависимости от применяемой ими системы налогообложения (общая система налогообложения или УСН);
- о праве победителя торгов на иск о взыскании с заказчика суммы НДС в контексте злоупотребления гражданским правом. Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Оценка судами включенных в закупочную документацию требований на предмет незаконного ограничения конкуренции. Обзор судебной практики:
- о случаях допустимости указания в закупочной документации на конкретного производителя закупаемого товара в рамках 223-ФЗ;
- требование закупочной документации о наличии у участника торгов регистрации в определенном территориальном образовании;
- уплата обязательных платежей в бюджет в качестве обязательного условия для санкционирования оплаты по контракту (договору). Практика Верховного Суда РФ;
- дополнительные требования к банковской гарантии в контексте ограничения конкуренции при проведении торгов
- иные условия закупочной документации, оцениваемые судами на предмет незаконного ограничения конкуренции.
Судебное оспаривание отдельных видов предписаний антимонопольного органа:
- предписание об аннулировании закупочной процедуры в контексте ст. 449 ГК РФ. Проблемы соотношения положений 135-ФЗ и ГК РФ;
- заключение договора при наличии предписания об аннулировании закупочной процедуры как способ защиты интересов заказчика и победителя торгов;
- иск о взыскании убытков как способ защиты интересов победителя торгов;
- предписание о повторном проведении закупочной процедуры в контексте полномочий антимонопольной службы. Перспективы оспаривания.
Признание судом недействительными торгов, проводимых в рамках закупочной деятельности:
- основания для признания торгов недействительными. Оценка судами существенности допущенных в ходе торгов нарушений;
- лица, которые вправе заявлять иски об оспаривании торгов;
- последствия признания торгов недействительными.
Дополнительные соглашения к договорам, заключенным на торгах, проводимых в рамках 223-ФЗ:
- дополнительные соглашения как способ обхода норм 223-ФЗ. Примеры из практики заказчиков;
- пределы применения института дополнительных соглашений. Оценка рисков;
- дополнительные соглашения в контексте изменений в ГК РФ.
Практика применения дробления предмета договора, заключаемого в рамках 223-ФЗ:
- дробление предмета договора как способ обхода норм 223-ФЗ;
- примеры из практики заказчиков;
- договоры с условием о пролонгации в практике применения 223-ФЗ.
Приобретение товаров, работ, услуг у единственного поставщика в практике 223-ФЗ:
- приобретение товаров у единственного поставщика как способ обхода норм 223-ФЗ;
- пределы применения;
- оценки рисков.
04 октября 2018 г.
10:30-18:00
Лектор: Олег Толстобоков
1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ изменений, вступивших в законную силу 1 июля 2018 г. и вступающих 1 января 2019 г.: оценка степени реализации подзаконных НПА в развитие № 505-ФЗ, опорные схемы, таблицы и алгоритмы.
1.1. Иные конкурентные и иные неконкурентные способы закупки варианты реализации: БЛОК-СХЕМА в подарок!!!
1.2. Размещение в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке, проекта договора при закупке у ед. поставщика до и после 1 июля 2018 г.: анализ проверок прокуратуры, перспективы изменения информатизации закупок;
1.3. Правила обоснования указаний патентов, полезных моделей, промышленного образцов в описании предмета закупки конкурентной закупки в соответствии с ч. 6.1. ст. 3 № 223-ФЗ, а также комбинированный состав, словесное и изобразительное обозначение товарного знака;
1.4. Протокол разногласий, подписание в электронной форме договора с СМП (ССП): уклонение участника закупки и не включение сведений в РНП - АЛГОРИТМ ЗАЩИТЫ в споре с ФАС России и заказчиком;
1.5. Извещения об отказе от проведения конкурентной закупки до и после даты окончания подачи заявки: минимизация ответственности заказчика;
1.6. Продление подачи заявок в случае поступления запросов о разъяснении документации о конкурентной закупке – шаги заказчика;
1.7. Правомерность установления требований о наличии статуса субъекта малого и среднего предпринимательства (СМП, ССП) в конкурентных закупках путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в электронной форме;
1.8. Совокупность условия для проведения переторжки с целью повышения предпочтительности условий заявки с учетом п.8 ч. 5 ст. 3.4 Закона о закупках (в редакции от 31.12.2017 № 505-ФЗ) и др.
2. ПРИОРИТЕТНОСТЬ ВЫБОРА ЭЛЕКТРОННЫХ ФОРМ ЗАКУПОК: общественно – опасный характер правонарушений закупок не в электронной форме (выводы проверяющих, позиции заказчиков и участников закупок).
3. ДЕЙСТВИЯ В ОБХОД ЗАКОНА С ПРОТИВОПРАВНОЙ ЦЕЛЬЮ, а также злоупотребление правом как заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ и не в соответствии с принципом соблюдения добросовестной конкуренции на примерах допуска на стадии оценки и сопоставления заявок участников.
3.1. ПОРЯДОК И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТОВ СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР (взаимное информирование участников о действиях друг друга в рамках закупки), а также запрет на участие лиц, аффилированных между собой.
4. Основания прекращения рассмотрения жалоб с учетом изменений № 505-ФЗ, вступивших в законную силу 9 января 2018 г.
- ПРАКТИКА невыдачи ФАС России обязательных для исполнения предписаний, в случае выявления нарушений законодательства о закупках при рассмотрении жалоб-2018;
- Несвоевременное заключение договоров как препятствие рассмотрения жалоб участников закупок;
- Разрешение третейским судом споров, разногласий, требований, возникающих из договора или в связи с ним, в том числе касающихся его исполнения, изменения, прекращения или недействительности: варианты реализации в 223-ФЗ;
- Ошибки письменных мотивированных отзывов заказчиков, представляемых в контрольные органы;
- Жалоба после окончания срока подачи заявок и определения победителя как затягивание процесса удовлетворения потребностей заказчика.
ПРАКТИКУМ: правовые основания для неисполнения предписаний ФАС России.
5. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ – неравное положение круга хозяйствующих субъектов.
- ПРАКТИКУМ: заключение 35 договоров на сумму свыше 100 (500) тысяч рублей на общую сумму более 79 млн. рублей и определение размера штрафа;
- НЕДОПУСТИМОСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ – договора на поставку офисной мебели, топливных карт, аренды имущества на общую сумму 330 000 рублей и формальное назначение штрафов.
6. ПОЛЕЗНЫЕ ПРАКТИКИ, ПРОВЕРЕННЫЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫМИ ОРГАНАМИ.
- СПЕЦИФИКА ЗАКУПОК ПО СТОИМОСТИ НОРМО-ЧАСА с указанием и без указания вида и объемов работ, а также перечня необходимых запасных частей;
- ЗАКУПКА С УКАЗАНИЕМ ЦЕНЫ ЗА ЕДИНИЦУ услуги, работы;
- Признание несоответствующей условиям закупки заявок по завышенным по сравнению со среднерыночными ценами;
- Оплата путем передачи товарно-материальных ценностей;
- Примерный объем услуг.
7. Нивелирование рисков выбора недобросовестного поставщика:
- Доказательства, обосновывающие целесообразность установления требований о наличии в собственности производственных ресурсов;
- Пути исключения поставки фальсифицированной продукции.
РЕШЕНИЕ БИЗНЕС КЕЙСА: Право или обязанность проводить повторную закупку в случае, если закупка признается несостоявшейся, а также включение сведений о количестве несостоявшихся закупок в НОВЫЕ ежемесячные отчеты после 1 июля 2018 г.:
- «ГОСТ не предусмотрен» или «соответствие ГОСТ» закупаемой продукции;
- Установление несоответствующих предмету закупки кода ОКПД 2 в извещении;
8. РЕАЛИЗАЦИЯ централизованных закупок: сложности, существенный объем и широкая география поставок и соглашения о передаче полномочий заказчика.
ПРАКТИКУМ: Объединение товаров, работ, услуг в один лот: территориальные признаки формирования лотов.
8.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ исполнения договора: все «за» и «против».
9. СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА УЧАСТИЯ В ЗАКУПКЕ только хозяйствующим субъектам, находящимся на рынке длительный промежуток времени.
9.1. Условия включения в документацию о закупке требований о предоставлении документов с целью обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту: практика Верховного Суда РФ (требования о сроке действия лицензии на весь срок исполнения договора, о соблюдении пропускного режима на объекте заказчика, и др.).
РЕШЕНИЕ БИЗНЕС-КЕЙСА: Выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора с которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и ограничение конкуренции (требования об уставном капитале; правомочности и легитимности лиц действующих от имени участников закупок; срок действия заявки и дополнительные риски связанные с возможностью заключения договора с данным лицом; и др.).
10. ВКЛЮЧЕНИЕ В ДОКУМЕНТАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ к качеству, техническим характеристикам товара, соответствующие потребностям заказчикам, КАК ОТСУТСТВИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА К УЧАСТИЮ В ЗАКУПКЕ.
- Достоверное значение показателей только после проведения испытаний определенной партии товара после ее производства;
- Подтверждение распространения фирменных гарантийных обязательств от производителей продукции;
- Опыт поставки одноименной продукции и др.
10.1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПРИНЯТИЯ УЧАСТИЯ В ЗАКУПКЕ (комфортное письмо банка-гаранта в составе заявки и заверенная копия доверенности банка на подписание такого письма; невозможность формирования ценового предложения по причине возмездного и безвозмездного оказания услуг и др.)
11. НАРУШЕНИЯ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЯ: недоказанность со стороны заказчика законности присвоения баллов и презумпция добросовестности действий участника как более слабой стороны спорных правоотношений.
- Начисление баллов по совокупности установленных критериев;
- Возможность получения необходимого для победы числа баллов.
11.1. ОПЫТ как КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ заявок и ОТБОРОЧНЫЕ (ПОРОГОВЫЕ) ТРЕБОВАНИЯ к участникам закупок:
- Допустимость одновременного установления дополнительных требований к участникам об опыте и критерия оценки заявок;
- Критерии аналогичности договоров с закрывающими документами, подтверждающие опыт участников закупок;
- Отрицательный опыт (неурегулированные претензии, судебные споры).
ПРАКТИКУМ: БЕЗУПРЕЧНАЯ ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ: специфика документального подтверждения.
12. Применение документов национальной системы стандартизации на добровольной основе согласно положений ФЗ от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»: ОБЗОР ПРАКТИКИ 2017-2018 годов.
КВЕСТ: Сертификаты официальных авторизованных представителей компаний: сомнения в эксклюзивности, шаги заказчика по предотвращению случаев мошенничества.
ДИСКУССИОННАЯ ПАНЕЛЬ «Требования к правилам заполнения заявок участников закупок»:
- Трактовка запятых, точек с запятой, слов («не более», «не менее», «или», «до»), символы («-», «+/-», «[]», «%», «х») для целей надлежащего заполнения заявок;
- Точное значение как конкретное значение соответствующего показателя;
- Разночтения или двусмысленные толкования содержания заявок с позиции заказчика и ФАС России (изменения, увеличения показателей, пределы допустимого указания конкретных и дискретных показателей).
05 октября 2018 г.
10:30-18:00
Лектор: Олег Толстобоков
1. Решение БИЗНЕС –КЕЙСА «Выявление несоответствий банковских гарантий условиям, изложенным в документации о закупке: приемлемые варианты исправления ошибок».
В ПОДАРОК: Методики проверки неустойчивого/устойчивого финансового состояния участников закупок.
2. ПРИВЛЕЧЕНИЕ СУБПОДРЯДЧИКОВ (соисполнителей), участие коллективных участников по согласованию с заказчиком, как вмешательство в хозяйственную деятельность поставщика (исполнителя, подрядчика).
- Допустимые требования в отношении каждого субъекта коллективного участника закупок;
- Ограничения объема работ, выполняемого субподрядными организациями привлеченными победителями закупки;
- План привлечения соисполнителей (субподрядчиков) из числа СМП, ССП;
- Условие о согласовании замены лидера коллективного участника;
- Специфика заключения договора (ов) с лидером коллективного участника.
3. ПИСЬМЕННЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ К ЗАКЛЮЧЕННЫМ ДОГОВОРАМ (согласие заказчика на оплату доп. объемов работ, услуг и необоснованные требования по выполнению дополнительных работ за свой счет; условия дополнительного согласования цен и номенклатуры закупаемых товаров).
4. Реализация административного регламента предоставления ФНС государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРПИ, утверждённого приказом Минфина России от 15.01.2015 № 5н на примерах:
- Копии электронных документов через сайт площадок и на электронную почту заказчика;
- Проверки электронных подписей участников закупок с помощью доступных технических средств.
ПРАКТИКУМ: Ошибки подписания документов, входящих в состав заявки, неправомерность отметок, печатей, а также реквизиты, обеспечивающие юридическую значимость (завершительная надпись «верно», должность лица, заверившего копию, выписка из документа, как копия части документа, заверенная в установленном порядке).
ОБЗОР СЕРВИСОВ: ФНС, ГУ по вопросам миграции МВД России, базы исполнительных производств ФССП РФ, картотеки ФАС и арбитражных судов для проверки информации, содержащейся в заявках.
5. ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ОШИБОК и НЕДОЧЁТОВ в практике закупок: неоднозначное уяснение потенциальными участниками закупок действительных характеристик и нормативных требований к закупаемым товарам.
5.1. Акты членов закупочных комиссий, расписки контрагентов о согласии проведения проверок, запросы у третьих лиц и пр. – типологизация основных ошибок.
6. НОВЫЙ обзор АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ-2018 года: доказательство вины юридических и должностных лиц:
- Сложная финансовая ситуация юр. лиц как обстоятельство смягчающие и отягчающие административную ответственность;
- Доказательство вины юридического лица актами проверки, распечаткой с ЕИС, протоколом о административном правонарушении;
- Непринятие мер, направленных на недопущение нарушений норм законодательства о закупках;
- Тождественность заинтересованности в совершении сделки и получении ее одобрения;
- Объективные препятствия для соблюдения требований закупочной документации;
- Иски заказчиков к поставщикам за просрочку поставки товаров (продукции) (ненадлежащее исполнение договорных обязательств) по договорам поставки.
7. Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на грани дозволенного: их законность и обоснованность как НОВАЯ практика контроля и надзора 2017 года, АНОНС практики 2018 года:
- Нарушения ограничений по сумме договоров, заключаемых у ед. поставщика, предусмотренного положением о закупке: обзор практики применения штрафов.
- Увеличение в положении о закупке суммы прямого договора со 100 тысяч до 2 млн. рублей: плюсы и минусы.
- Ущемление имущественных интересов участников закупок при заключении договоров с ед. поставщиками: расчет упущенной выгоды и внеплановые проверки на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.
- Подача жалоб в ФАС России при осуществлении закупок у ед. поставщика: конкретные примеры обоснованных и необоснованных доводов заявителей.
- Обоснование закупок у единственного поставщика: типичные ошибки и анализ досудебной и судебной практики в части исключительности закупок без применения конкурентных способов.
- Пошаговый алгоритм признания недействительными договоров, заключенных с ед. поставщиками в судебном порядке.
- Правомерность подведения итогов закупки у ед. поставщика ранее установленных дат в извещении, не обоснования цены договора, не включения в план закупок, «десятидневного моратория» на заключение прямого договора: позиции ЦА ФАС и УФАС России.
- Протокол закупки у ед. поставщика: все «за» и «против».
- Безошибочное отражение коммунальных договоров, заключенных 1 января 2017 в реестре договоров: позиции прокуратуры и УФАС России.
- Предотвращение негативных последствий закупок у ед. поставщика силами организатора закупки.
- ОБЗОР протестов и требований прокуратуры незаконно предусматривающих возможности закупок у ед. поставщика.
8. КРУГЛЫЙ СТОЛ: типовые ошибки заказчиков, участников закупок и контрольно-надзорных органов. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ разбор конкретных ситуаций в формате КЕЙС-СТАДИ.
9. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ консультации участников семинара.
Варианты участия:
Стоимость участия в семинаре (3 дня) – 49 900 руб./чел. От 2-х человек и постоянным клиентам – 47 900 руб./чел. В стоимость включено: участие в семинаре; методические материалы; диплом «Эксперт в сфере закупок»; комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). 2018 г. — 328 стр. ISBN 9785915501965. Авторы: Трефилова Т.Н., Борисов А.Н.; канцелярские принадлежности; минеральная вода; кофе-брейки; обеды.
Стоимость участия в семинаре (2 дня) – 39 900 руб./чел. От 2-х человек и постоянным клиентам – 37 900 руб./чел. В стоимость включено: участие в семинаре; методические материалы; диплом «Эксперт в сфере закупок»; комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). 2018 г. — 328 стр. ISBN 9785915501965. Авторы: Трефилова Т.Н., Борисов А.Н.; канцелярские принадлежности; минеральная вода; кофе-брейки; обеды.
Стоимость участия в семинаре (1 день) – 22 900 руб./чел. От 2-х человек и постоянным клиентам – 20 900 руб./чел. В стоимость включено: участие в семинаре; методические материалы; диплом «Эксперт в сфере закупок»; комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). 2018 г. — 328 стр. ISBN 9785915501965. Авторы: Трефилова Т.Н., Борисов А.Н.; канцелярские принадлежности; минеральная вода; кофе-брейки; обеды.
Специальная стоимость проживания участников семинара на период 02-05 октября 2018 г.:
Одноместное размещение (Стандарт) – 9 700 руб. за ночь проживания, завтрак и НДС включен.
Двухместное размещение (Делюкс Твин) – 11 400 руб. за ночь проживания, завтрак и НДС включен.
Справочная информация для иногородних:
Гостиница «Golden Ring Hotel» («Золотое Кольцо») 5* УД Президента РФ
Адрес: 119121, Москва, ул. Смоленская, 5.
Телефон службы бронирования.: +7 (495) 725-01-45 / 0119 / 0303
Комментариев пока нет