За какие ошибки в работе заказчика и уполномоченный орган в 2023 году привлекут к административной ответственности

« Назад

07.04.2023 12:51

Результаты проверок показывают, что заказчики и уполномоченные органы допускают нарушения при формировании извещения о проведении закупки, а также при применении подзаконных нормативных правовых актов.

Чаще всего нарушают положения статей 42, 48 Закона № 44-ФЗ, которыми установлены требования к извещению об осуществлении закупки и процедуре проведения определения поставщика.

Кроме того, допускают типовые ошибки, связанные с применением постановления Правительства от 29.12.2021 № 2571, а также Положения об оценке заявок на участие в закупке — постановление Правительства от 31.12.2021 № 2604. Такие нарушения квалифицируются в качестве нарушения порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и влекут привлечение к административной ответственности в соответствии со статьей 7.30 КоАП. Далее рассмотрим подробнее распространенные нарушения, допускаемые заказчиками и уполномоченными органами (учреждениями).

Формировать лот при описании объекта закупки с нарушениями

Комиссия ФАС пришла к выводу о том, что укрупнение лота аукциона налагает на участников закупки дополнительные финансовые обязательства и приводит к ограничению количества потенциальных участников закупки. Заказчик объединил в один лот выполнение работ по ремонту автомобильных дорог субъектов Российской Федерации в третьей климатической зоне. НМЦК составила 1 908 011 460 руб., обеспечение заявки на участие в аукционе — 95 400 573 руб., размер обеспечения исполнения контракта — 572 403 438 руб.

По мнению ФАС, действия заказчика не соответствуют принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, о чем свидетельствует одна поданная заявка, а также увеличенный размер обеспечения заявки на участие в закупке.

Основания привлечения к ответственности: пункт 1 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ, часть 4.1 статьи 7.30 КоАП — штраф от 10 000 до 50 000 руб.

Документ: решение ФАС от 19.10.2022 № 28/06/105-3202/2022.

Требовать опыт исполнения на услуги по диспансеризации госслужащих и не учитывать опыт осмотров других категорий граждан

Комиссия ФАС признала ненадлежащим порядок оценки заявок на участие в конкурсе. К оценке комиссия принимала только исполненные договоры или контракты, предметом которых является оказание услуг по диспансеризации гражданских служащих. Такое требование исключает возможность представить исполненные договоры или контракты по диспансеризации лиц.

Согласно подпункту «д» пункта 28 постановления № 2604 в случае применения показателя оценки «наличие у участников опыта, связанного с предметом контракта» к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом № 44-ФЗ. По мнению ФАС, требование о принятии к оценке исполненных договоров или контрактов исключительно в рамках Закона № 44-ФЗ не соответствует подпункту «д» пункта 28 Положения к постановлению № 2604.

Основания привлечения к ответственности:  пункт 11 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ, часть 4 статьи 7.30 КоАП — штраф от 5000 до 30 000 руб.

Документ: решение ФАС от 14.10.2022 № 28/06/105-3157/2022.

Принимать договор субподряда в закупке с доптребованиями

Комиссия ФАС отказала заказчику в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, который в качестве подтверждения опыта выполненных работ представил договор субподряда. В силу положений пункта 3 статьи 706 ГК окончательный результат выполненных работ — построенный объект капитального строительства, передается заказчику генеральным подрядчиком. Лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства, не может быть признано лицом, имеющим опыт строительства, реконструкции самого объекта капитального строительства в совокупном объеме возникающих обязательств.

В ходе внеплановой проверки комиссия ФАС установила, что заявка единственного участника была неправомерно признана соответствующей требованиям извещения и Закона № 44-ФЗ. Участник не представил документы, подтверждающие наличие опыта выполнения работ по строительству объекта капитального строительства в соответствии с позицией 7 приложения к постановлению № 2571.

Основания привлечения к ответственности:  пункт 1 части 11 статьи 48 Закона № 44-ФЗ, часть 2 статьи 7.30 КоАП — штраф от 5000 до 30 000 руб.

Документ: решение ФАС от 11.10.2022 № 22/44/93/308.

Не указывать в протоколе подведения итогов основание отклонения участника закупки

Комиссия ФАС установила, что протокол подведения итогов определения поставщика не содержал информацию о принятом решении об отклонении заявки участника с обоснованием такого решения и указанием положений Закона № 44-ФЗ.

Основания привлечения к ответственности: пункт 2 части 15 статьи 48 Закона № 44-ФЗ, часть 2.1 статьи 7.30 КоАП — штраф 10 000 руб.

Документ: решение ФАС от 13.10.2022 № 28/06/105-3145/2022.

 

По материалам журнала
Административная практика ФАС