Изменения Закупок. Новые правила второго полугодия

« Назад

02.08.2022 12:05

Сводная таблица изменений для заказчиков по 44-ФЗ

Что изменилось

Как стало

Как было

Требования к участникам закупок

Заказчиков обязали устанавливать новое обязательное доптребование. Изменения внесли постановлением Правительства от 23.05.2022 № 937

С 1 июля в извещение заказчики обязаны включать требование об отсутствии в РНП сведений об участнике, если его внесли в реестр после отказа от контракта из-за санкций в отношении заказчика. Новое доптребование внесли в постановление № 2571, поэтому устанавливайте его во всех конкурентных закупках, когда объект закупки есть в приложении к постановлению и НМЦК превышает предельный размер

До июля 2022 года требование об отсутствии в РНП заказчики включали в извещение по желанию

Заказчикам запретили заключать сделки с компаниями и физическими лицами, которые находятся под российскими санкциями, и с подконтрольными им лицами. Новое правило установил Указ Президента от 03.05.2022 № 252

С 3 мая в извещение заказчики должны включать специальное требование к участникам закупок об отсутствии в перечне компаний из постановления от 11.05.2022 № 851

Раньше такого требования к участникам устанавливать было не нужно

Обоснование цены, валюта контракта и закупки одним лотом

Заказчиков обязали указывать формулу цены и НМЦК в контрактах на поставку по договору лизинга. Такое изменение внесли постановлением от 12.03.2022 № 350

С 22 марта дополнили перечень случаев, когда в контракте и документах о закупке нужно указывать формулу цены и максимальное значение цены контракта

Раньше на договоры лизинга требование об указании формулы цены и НМЦК не распространялось

Заказчикам запретили использовать иностранную валюту для цены контракта. Изменения внесли Федеральным законом от 16.04.2022 № 104-ФЗ

С 16 апреля иностранную валюту в контрактах указывать нельзя. Исключение — закупки заказчиков, которые работают на территории иностранного государства. Также при определении НМЦК нельзя брать информацию о котировках на иностранных биржах

Раньше цена контракта, заключаемого по итогам торгов, могла быть определена в иностранной валюте. В этом случае заказчик указывал в извещении сведения о валюте и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю

Заказчикам разрешили закупать медизделия одним лотом. Постановление от 16.03.2022 № 374 приостановило действие запрета на объединение медизделий разных видов в один лот

С 25 марта до 1 сентября 2022 года приостановили действие запрета на объединение медизделий разных видов по постановлению от 19.04.2021 № 620

Раньше нельзя было объединять в один лот медизделия, если НМЦК превышала лимит по постановлению от 19.04.2021 № 620, а именно:
— 600 тыс. руб., если на медизделия в предыдущем году потратили менее 50 млн руб.;
— 1 млн руб. — от 50 млн до 100 млн руб.;
— 1,5 млн руб. — более 100 млн руб.

Нацрежим, казначейское сопровождение и проверки заказчиков

Заказчикам изменили перечень одноразовых медизделий из ПВХ с ограничениями допуска по постановлению от 05.02.2015 № 102. Изменения внесли постановлением Правительства от 21.04.2022 № 733

С 3 мая, чтобы установить ограничения допуска на одноразовые медизделия из ПВХ, заказчики должны сверить классификационные признаки медизделия и код вида по номенклатурной классификации или код ОКПД2 с новым списком из постановления № 102

Заказчики, которые закупают медицинские изделия из перечня № 102, должны ограничить допуск таких товаров из иностранных государств. При закупке применяют правило «третий лишний» — отклоняют заявку с иностранным товаром, если есть хотя бы две заявки с товарами из ЕАЭС, ЛНР или ДНР

До 1 января 2023 года Федеральное казначейство и его территориальные органы приостановили финансовые проверки заказчиков. Проверки приостановлены постановлением Правительства от 14.04.2022 № 665

Если проверку начали до 23 апреля 2022 и не успели завершить в течение 20 рабочих дней, то ее должны приостановить до 1 января 2023 года. Если до 23 апреля 2022 года заказчику выдали представление или предписание, то можно обратиться в казначейство и продлить срок его исполнения

Казначействои его территориальные органы проводили финансовые проверки заказчиков в плановом порядке

Заказчики должны по-новому проводить расчеты по контрактам с казначейским сопровождением. Разрешили не устанавливать обязательное казначейское сопровождение в контрактах с ценой менее 5 млн руб.

С 28 мая по контрактам на поставку товаров заказчики проводят оплату на расчетный счет поставщика в банке. Деньги перечислит казначейство с лицевого счета заказчика после того, как получит документы о поставке. Также работает оплата для контрактов на строительство, реконструкцию,

Раньше поставщики могли получить оплату по контрактам с казначейским сопровождением только на специальный счет, который они обязаны были открывать в Казначействе. Раньше казначейское сопровождение было

Изменения внес Федеральный закон от 28.05.2022 № 146‑ФЗ

реставрацию, техническое перевооружение или капремонт. Заказчики теперь перечисляют не только оплату за поставку, но и авансы на расчетные счета поставщиков строительных материалов и оборудования из сметной документации

обязательным для контрактов с ценой выше 600 тыс. руб.

Российских станкостроителейосвободили от казначейского сопровождения авансовых платежей по контрактам за счет субсидий. Право установлено распоряжением Правительства от 28.03.2022 № 655-р

С 28 марта и до 31 декабря 2022 года заказчики могут не устанавливать казначейское сопровождение авансов для продукции с кодами ОКПД2:
— 25.73.4;
— 26.20.40.150;
— 28.24.1;
— 28.4. Условием такого освобождения является предоставление на сумму авансового платежа обеспечения в виде безотзывной банковской гарантии

Раньше станкостроители должны были устанавливать казначейское сопровождение авансов по контрактам за счет субсидий

Авансы, обеспечение и оплата по контрактам

Заказчикам разрешили устанавливать повышенные размеры авансов. Постановлением Правительства от 29.03.2022 № 505 приостановили действие нормы о предельном размере аванса до 30 процентов. Стороны могут увеличить аванс в уже заключенных контрактах по части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ

С 30 марта и до 31 декабря 2022 года заказчики могут выплачивать авансовые платежи от 50 до 90 процентов по контрактам с казначейским сопровождением, а авансы до 50 процентов — без сопровождения. Чтобы увеличить аванс в уже заключенных контрактах, заказчику нужно получить решение Правительства, а поставщику — предоставить дополнительное обеспечение

Раньше предельный размер аванса по контрактам без казначейского сопровождения был установлен в размере 30 процентов. Менять авансы в уже заключенных контрактах было нельзя

Заказчикам разрешили не устанавливать обеспечение исполнения контракта и ОГО. Изменения внес Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ

С 16 апреля и до 31 декабря 2022 года заказчики могут не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта и гарантийных обязательств, если не предусмотрена выплата аванса

Раньше заказчики по умолчанию устанавливали обеспечение при любой закупке — независимо от способа, НМЦК и других условий контракта. Были установлены исключительные случаи, когда обеспечение требовать нельзя, а когда это не обязательно

Заказчикам сократили срок оплаты по контрактам. Изменения внес Федеральный закон от 16.04.2022 № 104‑ФЗ

С 1 июля все заказчики должны оплатить контракты в течение 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документов о приемке этапа или контракта в целом. Такой же срок применяется для контрактов с СМП. Если приемка не электронная или контракт подлежит казначейскому сопровождению — 10 рабочих дней

В мае и июне 2022 года срок оплаты по электронным контрактам составлял 15 рабочих дней для всех заказчиков, кроме федеральных. ФОИВ, ФАУ, ФБУ применяют новые сроки с 1 мая

Закупки у единственного поставщика

Заказчикам установили новые основания закупки у едпоставщика. Региональные органы власти выпускают НПА по особым закупкам у едпоставщика по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Изменение внесли Федеральным законом от 16.04.2022 № 104-ФЗ

С 11 марта и до 31 декабря 2022 года заказчики могут закупать у едпоставщика, которого выберет Правительство или высший исполнительный орган субъекта. Закупка проводится по согласованию со спецорганом в регионе. Высший исполнительный орган субъекта может установить дополнительные случаи закупок у едпоставщика не только для региональных, но и для муниципальных нужд

Раньше нормативные акты, на основании которых проводили закупки по пункту 2 части 1 статьи 93, могли выпускать только Президент и Правительство

Заказчикам упростили закупку лекарств. Повысили объемы закупок лекарств у едпоставщика. Часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ дополнили пунктом 5.1. Максимальную сумму закупки лекарств у едпоставщика по решению врачебной комиссии увеличили до 1,5 млн руб. Изменения внесли в пункт 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

С 8 марта и до конца 2022 года медорганизации могут по решению учредителя закупать лекарства, расходные материалы и медизделия у едпоставщика. Годовой объем закупок лекарств не должен превышать 50 млн руб., для медизделий — 250 млн руб.

Раньше пункта для закупок у едпоставщика по решению учредителя не было. Максимальная сумма закупки лекарств у едпоставщика по решению врачебной комиссии составляла 1 млн руб.

Запрос котировок

Заказчикам увеличили срок направления проекта контракта победителю электронного запроса котировок. Изменение внесли Федеральным законом от 16.04.2022 № 104-ФЗ

С 16 апреля заказчик направляет проект контракта победителю электронного запроса котировок не позднее 1 рабочего дня после дня размещения в ЕИС итогового протокола

Раньше этот срок составлял для заказчика 3 часа

Заказчикам разрешили закупать медизделия и техсредства реабилитации как товары для нормального жизнеобеспечения граждан. Изменения внесли Федеральным законом от 16.04.2022 № 104-ФЗ

С 16 апреля медицинские изделия и технические средства реабилитации разрешили закупать электронным запросом котировок независимо от НМЦК

Раньше к объектам закупок для нормального жизнеобеспечения относилось продовольствие; средства для оказания скорой, специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме; лекарственные средства; топливо

Заказчикам повысили лимиты для запроса котировокпомедоборудованию, расходным материалам к нему и техсредствам реабилитации инвалидов. Изменения внесло постановление Правительства от 06.03.2022 № 297

С 8 марта и до 1 августа 2022 года разрешили такие закупки для НМЦК не выше 50 млн руб. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 750 млн руб.

Для запроса котировок НМЦК не превышала 3 млн руб. Годовой объем закупок запросами котировок не превышал 20 процентов СГОЗ. Заказчики, СГОЗ которых в прошедшем году составил менее 500 млн руб., могли провести запросы котировок на сумму не более 100 млн руб.

Минобрнауки, государственным вузам и научным организациям разрешили закупать ТРУ по отдельному перечню через электронный запрос котировок

С 26 мая и до конца 2022 года образовательные и научные организации вправе проводить любые закупки электронным запросом котировок независимо от НМЦК и годового объема закупок, если ТРУ включены в перечень из распоряжения Правительства от 26.05.2022 № 1316-р

Такого перечня не было, образовательные и научные организации применяли закупки запросом котировок на общих основаниях

Контракты жизненного цикла и стройка «под ключ»

Заказчикам расширили список товаров, которые можно закупать контрактом жизненного цикла. Изменения внесли постановлением Правительства от 09.05.2022 № 838

С 12 мая через контракт жизненного цикла разрешили закупать самоходные машины и другие виды техники. Контракт жизненного цикла предполагает комплекс работ от проектирования объекта до его изготовления и последующего обслуживания, включая утилизацию

Самоходные машины закупать контрактом жизненного цикла было нельзя

Заказчикам продлили закупки «под ключ» Федеральным законом от 16.04.2022 № 104-ФЗ 

С 16 апреля и до 1 января 2024 года заказчики могут проводить закупки, предметом которых могут быть подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий, работы по строительству, реконструкции и капремонту объекта капстроительства. Такие закупки можно проводить по объектам капстроительства, не включенным в перечни Правительства

Раньше закупки «под ключ» можно было проводить только для объектов из перечней Правительства, региональных или местных властей

Заказчикам продлили право менять существенные условия строительных контрактов «под ключ», КЖЦ и контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, сохранению объектов культурного наследия. Право установили постановлением Правительства от 23.03.2022 № 439

До конца 2022 года заказчикам можно менять условия контрактов на основании пункта 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Федеральные заказчики из специального перечня также могут до конца 2022 года корректировать условия контрактов из-за роста цен на стройматериалы

Раньше такое право у заказчиков было установлено только на 2021 год

Изменение существенных условий контракта

Заказчикам разрешили менять существенные условия контракта, который заключили до 1 января 2023 года, если из-за непредвиденных обстоятельств его нельзя исполнить. Такое право заказчикам дал Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ

С 8 марта и до конца 2022 года заказчики могут менять существенные условия контракта, если его невозможно исполнить из-за санкций. Для этого нужно решение Правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации

Раньше менять существенные условия контракта разрешали в 2020 году из-за ковидных ограничений

Заказчикам разрешили менять существенные условия строительных контрактов 2022 года, который заключили до 1 января 2023 года, если из-за непредвиденных обстоятельств его нельзя исполнить. Такое право заказчикам дали постановлением Правительства от 16.04.2022 № 680

С 18 апреля и до конца 2022 года в строительных контрактах заказчики могут:
— продлить срок исполнения контракта;
— изменить объем и виды работ, спецификацию и типы оборудования из проектной документации;
— заменить строительные ресурсы на аналогичные;
— изменить отдельные этапы исполнения контракта, в том числе наименование, состав, объемы и вид работ, цены отдельного этапа;
— установить условие о выплате аванса или поменять действующий размер аванса;
— изменить порядок приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ

Раньше менять существенные условия строительных контрактов разрешали из-за ковидных ограничений

Реестр недобросовестных поставщиков

Заказчикам увеличили срок для направления сведений в РНП из-за одностороннего расторжения контракта заказчиком. Новый срок установили Федеральным законом от 16.04.2022 № 104-ФЗ

С 16 апреля заказчик обязан подать сведения в ФАС о включении в РНП не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе либо с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта

Раньше сведения о включении в РНП заказчик должен был подавать в день вступления в силу решения об одностороннем расторжении контракта со стороны заказчика либо в день признания участника уклонистом

Заказчикам ввели новое основание для включения поставщика в РНП по причине необоснованного одностороннего расторжения контракта. Новое основание установил Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ

С 1 июля заказчик должен направить обращение в ФАС не позднее 2 рабочих дней после вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от контракта

Раньше такого основания для включения поставщика в РНП не было

Заказчикам установили перечень случаев, когда комиссия ФАС откажет внести поставщика в РНП постановлением от 21.03.2022 № 417

С 23 марта сведения в РНП не вносят, если поставщик докажет, что не смог исполнить контракт из-за санкций недружественных государств и международных организаций. Новое основание не будет работать, если санкции ввели в отношении заказчика, а поставщик по этой причине отказывается исполнить контракт

Раньше такого основания для отказа от включения поставщика в РНП не было

Списание неустойки

Заказчикам разрешили списывать поставщикам неустойки из-за удорожания стройматериалов. Изменение внесли постановлением Правительства от 23.03.2022 № 439

С 24 марта заказчикам можно списать пени и штрафы по контрактам, если в 2021 и 2022 году обязательства не исполнили из-за удорожания стройматериалов

Раньше удорожание стройматериалов не было основанием для списания неустойки

Заказчикам разрешили списывать неустойку из-за санкций бессрочно. Это право дали заказчикам в постановлении от 10.03.2022 № 340

С 12 марта Правительству дали право установить случаи и порядок списания неустоек, начисленных из-за санкций

В 2020–2021 годах можно было списывать неустойку по контрактам, не исполненным из-за ковида

Реестр контрактов и отчетность

Заказчикам сократили сроки внесения информации в реестр контрактов. Изменения внес Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ

С 16 апреля заказчики направляют информацию о приемке с приложением документа о приемке в реестр не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке. При электронном актировании сведения о приемке направляют в реестр в день подписания документа о приемке

Раньше информацию о приемке вносили в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней

Заказчикам теперь не нужно учитывать в СГОЗ для отчета о закупках у СМП контракты на закупку лекарств и медизделий. Изменения внес Федеральный закон от 26.03.2022 № 64-ФЗ

Заказчики применяют новое правило при сдаче отчетов за 2022 и 2023 годы при расчете объема закупок у СМП. Правило действует для закупок федеральных и региональных органов власти, подведомственных им учреждений и предприятий, а также муниципальных медорганизаций

Раньше контракты на закупку лекарств и медизделий учитывали в СГОЗ при расчете объема закупок у СМП

 

Сводная таблица изменений для заказчиков по 223-ФЗ

Что изменилось

Как стало

Как было

Изменения, которые уже вступили в силу с 1 июля

Подсанкционные заказчики не должны размещать свои закупки в ЕИС

Заказчики, в отношении которых ввели санкции, не размещают в ЕИС сведения о закупке и поставщике. Правило касается и включения сведений в план закупки (постановление от 06.03.2022 № 301)

Все заказчики размещали в ЕИС документы для конкурентной закупки: извещение, документацию и проект договора (ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ)

Заказчики должны оплачивать договоры с МСП быстрее

Оплатить договор с МСП или самозанятым нужно в срок не более семи рабочих дней с даты, когда заказчик подписал документы о приемке этапа или договора в целом (постановление от 21.03.2022 № 417)

Договоры с МСП и самозанятыми оплачивали в пределах 15 рабочих дней (п. 14.3 постановления от 11.12.2014 № 1352)

Заказчикам нельзя закупать иностранное программное обеспечение для объектов критической информационной инфраструктуры

Нельзя закупать импортное ПО для объектов критической информационной инфраструктуры, а также услуги, которые могут понадобиться для использования программ на этих объектах. Исключение — заказчики с муниципальным участием, для них такие закупки оставили. Остальные заказчики должны получить согласие уполномоченного органа (Указ Президента от 30.03.2022 № 166)

Запрета на закупку иностранного ПО не было

Заказчикам установили максимальный срок оплаты для всех договоров

Оплатить договор нужно в срок не более семи рабочих дней с даты, когда заказчик подписал документы о приемке. Иной срок оплаты можно установить в положении о закупке. В этом случае в положение нужно включить:
— перечень товаров, работ, услуг, который оплатите позже семи рабочих дней;
— порядок определения иного срока оплаты (подп. «а» п. 1 ст. 1 Закона № 104-ФЗ)

Ограничения по оплате договоров действовали только для субъектов МСП. Срок не превышал семь рабочих дней с даты, когда подписали документы о приемке. В других случаях заказчик по своему усмотрению устанавливал сроки оплаты товаров, работ и услуг (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, п. 14.3 постановления от 11.12.2014 № 1352)

Больше заказчиков будут проходить оценку соответствия планов закупки и мониторинг годовых отчетов

Оценку соответствия проходят: — заказчики из перечня по распоряжению № 2258-р при условии, что годовая выручка за предшествующий год составит более 500 млн руб.; — региональные автономные учреждения, если годовая стоимость заключенных договоров свыше 250 млн руб. (постановление от 21.04.2022 № 716)

Оценку соответствия проходили: — заказчики из перечня по распоряжению № 2258-р при условии, что годовая стоимость договоров выше 50 млн руб.; — региональные автономные учреждения, если годовая выручка составила более 500 млн руб. (п. 2, подп. «б» п. 3 постановления от 29.10.2015 № 1169)

Мониторинг годовых отчетов проходят региональные автономные учреждения при условии, что годовая выручка не превышает 500 млн руб., а годовая стоимость договоров меньше 250 млн руб. (постановление от 21.04.2022 № 716)

Мониторинг годовых отчетов проходили региональные автономные учреждения при условии, что годовая выручка превышает 10 млрд руб., а годовая стоимость договоров ниже 50 млн руб. (п. 2, подп. «б» п. 3, подп. «б» п. 4 постановления от 29.10.2015 № 1169)

Мониторинг годовых отчетов заказчиков будут проводить дольше

Мониторинг годовых отчетов о закупках у МСП проведут в срок до 10 рабочих дней (подп. «б» п. 4 постановления от 21.04.2022 № 716)

Годовые отчеты о закупках у МСП проходили мониторинг в пределах пяти рабочих дней (п. 8 постановления от 29.10.2015 № 1169)

Заказчики должны предъявлять новое требование к участникам закупок

Запрещено заключать сделки с компаниями и физическими лицами, которые находятся под российскими санкциями, и с подконтрольными им лицами. Специальный перечень таких лиц утвердило Правительство. Также с перечисленными участниками нельзя исполнять сделки, которые заключили, но не исполнили до 3 мая 2022 года (Указ от 03.05.2022 № 252, постановление от 11.05.2022 № 851)

Такого требования к участникам закупок не было

Заказчики теперь могут включать страну происхождения товара в описание предмета закупки

Описание предмета закупки в документации может содержать наименование страны происхождения товара (подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона № 104-ФЗ)

Страну происхождения товара нельзя включать в описание предмета закупки (п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ)

Заказчики должны принимать у субъектов МСП и самозанятых независимую гарантию в качестве обеспечения в конкурентных закупках

В электронной конкурентной закупке среди МСП и самозанятых для обеспечения заявок и исполнения договора предоставляют независимую гарантию. Ее выдает гарант по части 1 статьи 45 Зако-на № 44-ФЗ. Такая гарантия должна содержать ряд обязательных условий, например, срок действия — не менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок или исполнения договора (п. 2 ст. 1 Закона № 109-ФЗ)

В положении о закупке и документации заказчики самостоятельно прописывали условия обеспечения заявок и исполнения договоров. Можно было предъявлять любые требования к банковским гарантиям, устанавливать размер, форму, порядок предоставления, срок действия и требования к банкам, которые их выдают (ч. 12 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ)

Заказчики теперь включают в извещение и документацию о закупке больше обязательных сведений

В извещение и документацию о конкурентной закупке нужно включать: — размер и порядок обеспечения заявки и договора, если их предусмотрели; — основное обязательство, которое обеспечили и срок его исполнения (п. 3 ст. 1 Закона № 109-ФЗ)

Такие сведения не относились к обязательным. Заказчик включал их в извещение и документацию по своему усмотрению (ч. 9, 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ)

Заказчики должны публиковать информацию о конкурентной закупке не только в ЕИС

Документы о закупке нужно размещать не только в ЕИС, но и на официальном сайте ЕИС (подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 104-ФЗ)

Информацию о закупке размещали только в ЕИС (ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ)

Заказчики теперь могут проводить строительные закупки под ключ

Можно закупить одновременно подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства и поставку оборудования для эксплуатации объекта (п. 2 ст. 1 Закона № 104-ФЗ)

Не было отдельных правил для закупки проектных и строительных работ под ключ (ст. 3.1–3 Закона № 223-ФЗ)

У заказчиков теперь больше оснований, чтобы направить сведения в РНП

В РНП попадут поставщики, с которыми заказчик расторг договор из-за существенных нарушений. При этом в отношении заказчика ввели внешние санкции (п. 6 ст. 1 Закона № 104-ФЗ)

В РНП не вносили сведения о поставщиках при одностороннем внесудебном расторжении договора (ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ)

Изменения, которые начнут действовать позже

С 1 октября 2022 заказчиков могут обязать по-новому вести план закупки для договоров, которые не размещают в ЕИС

Правительство отдельным актом вправе установить особенности включения в план закупки и план инноваций сведений о закрытых закупках (подп. «а», подп. «б» п. 4 ст. 1 Закона № 104-ФЗ)

Закрытые закупки не включали в планы закупки и инноваций (ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ)

С 1 апреля 2023 заказчиков обяжут публиковать закрытые закупки в ЕИС

Закупки, по которым Правительство приняло специальное решение не размещать их в ЕИС, нужно публиковать в закрытой части системы (подп. «к» п. 4 ст. 1 Закона № 104-ФЗ)

Закрытые закупки не размещали в ЕИС (ч. 3 ст. 3.5 Закона № 223-ФЗ)

Рекомендации для заказчиков

Заказчики могут использовать специальный порядок для изменения условий строительных договоров

Если договор нельзя исполнить из-за внешних санкций, стороны могут:
— продлить срок исполнения договора, в том числе из-за необходимости корректировать проектную документацию;
— изменить объем и виды работ, спецификацию и типы оборудования из проектной документации;
— заменить строительные ресурсы на аналогичные, в том числе из-за корректировок в проектной документации;
— изменить отдельные этапы исполнения договора, в том числе наименование, состав, объемы и вид работ, цену отдельного этапа;
— установить условие о выплате аванса или изменить действующий размер аванса;
— изменить порядок приемки и оплаты отдельного этапа исполнения договора, результатов выполненных работ (п. 5 постановления от 16.04.2022 № 680, письмо Минфина от 11.04.2022 № 24-07-08/30988)

Условия, порядок и пределы изменения договора заказчик сам прописывает в положении о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ)

Заказчики теперь могут устанавливать авансы в договорах не меньше 50 процентов

По договорам со сроком исполнения в 2022 году заказчикам рекомендовали устанавливать аванс в размере не менее 50 процентов от НМЦД (письмо Минфина от 19.04.2022 № 28-05-07/34796)

Размер аванса зависит от типа заказчика. Для автономного, бюджетного учреждения или унитарного предприятия правила выплаты аванса устанавливают федеральные, региональные или муниципальные органы власти. Остальные заказчики самостоятельно решают, в каких случаях и в каком размере платить аванс (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ)

Заказчики вправе проводить закупки стройки под ключ

Минфин и Минстрой опубликовали совместное письмо, в котором ответили, что заказчики вправе заключать договоры под ключ. То есть договоры, которые предусматривают подготовку проектной документации, строительные и ремонтные работы, поставку оборудования для эксплуатации строительного объекта. Такое право заказчиков закрепили в Законе № 223-ФЗ с 1 июля 2022 года (п. 2 ст. 1 Закона № 104-ФЗ; совместное письмо Минфина и Минстроя от 18.05.2022 № 24-01-07/45863, 21909-СМ/09  

Не было отдельных правил для закупки проектных и строительных работ под ключ (ст. 3.1–3 Закона № 223-ФЗ)