Авторский семинар-практикум Толстобокова О.Н. по 223-ФЗ 19-20 апреля 2018 в Санкт-Петербурге
Авторский семинар-практикум по 223-ФЗ
Толстобокова Олега Николаевича
19-20 апреля 2018 года
г. Санкт-Петербург, гостиница «Москва»
Закупки по 223-ФЗ: итоги 2017 года, подготовка к новациям 2018-2019 годов, пути решения неоднозначных вопросов практики и анализ выявляемых нарушений, контроль условий и порядка проведения закупок
19 апреля 2018
9.30-10.00 Регистрация участников
10.00-17.00
1. Практическая значимость нововведений в 223-ФЗ для «маленьких» и крупных заказчиков: обзор изменений, внесенных 31.12.2017 г. № 505-ФЗ и пути их реализации (опорные схемы, таблицы, сравнительный анализ, полезный опыт совершенствования закупочной деятельности поправок вступивших в законную силу с 1 января 2018 г.);
1.1. Реализация последовательного (поэтапного) изменения «пакетных» изменений 223-ФЗ, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.
АНОНС: подготовки НПА в развитие принятых нововведений (БЛОК-СХЕМА)
КЕЙС СТАДИ: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ особенности закупок до 1 июля 2018 г., после 1 июля 2018 г. и с 1 января 2019 г. на ПРИМЕРАХ (ежемесячной отчетности, закупок неконкурентным способом (ед. поставщика), указания или эквивалент в ТЗ, разъяснения положений документации о конкурентной закупке, публикации извещений и документации, закупок у СМП и ССП и т.д.)
1.2. Межведомственное взаимодействие с целью привлечения виновных лиц к административной ответственности (передача материалов проверок соблюдения 223-ФЗ и ревизий финансово-хозяйственной деятельности в ФАС с целью назначения штрафов): правовые последствия;
ПЕРСПЕКТИВЫ реализации в 2018 году НОВОЙ ФОРМЫ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ за соблюдением № 223-ФЗ: полезный опыт организации на конкретном примере АУДИТА эффективности реализации (выводы, рекомендации)
1.3. НОВЫЕ требования 223-ФЗ в части оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган: императивный характер и исчерпывающие основания с учетом определений Верховного суда РФ от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592; от 02.10.2017 № N 309-КГ17-7502) и новой редакции ч.3 ст. 10 Закона о закупках:
Доказательства нарушения прав участников закупки не подававших заявки для целей обжалований действий (бездействий) заказчика в ФАС России;
Расширение предмета обжалований;
«Хитрости» практики обжалований со стороны участников закупок и заказчиков;
Мотивированное обоснование заказчиками требований с целью признания доводов жалоб о ограничении конкуренции необоснованными;
Дискуссионная панель: не исполнение предписаний ФАС России, правомерность назначения штрафов от 100 000 до 300 000 рублей и отмены закупок после исполнения предписаний: все «ЗА» и «ПРОТИВ»
1.4. РЕШЕНИЕ БИЗНЕС КЕЙСА: новые сроки заключения договоров по конкурентным и неконкурентным способам закупок с 1 июля 2018 г. (ч. 15 ст. 3.2 № 223-ФЗ): исковые заявления в суд для признания договоров недействительными (обзор практики)
1.5. Электронные формы закупок сегодня и завтра: понятийный аппарат, новые правила и особенности их проведения (краткий комментарий):
Специфика электронного документооборота (электронные документы в понимании № 63-ФЗ и нововведений в № 223-ФЗ)
Коммерческая тайна в электронном документообороте: практические аспекты;
Электронные носители (компакт-диски, флэшки) с документами, подаваемыми в составе заявки: положения Закона об электронной подписи, технические возможности заказчиков, позиции ФАС России и Минэкономразвития России (на примерах выписки из ЕГРЮЛ);
2. Закупки у СМП и ССП: увеличение доли закупок в 2018 г. и перечня юр. лиц в обязанности которых входит осуществление закупок у малых и средних предпринимателей (ПП РФ от 19.08.2018 № 819 и от 15.11.2017 N 1383)
Двухуровневая система контроля доступа к закупкам СМП и ССП: реализация в практике 2017-2018 гг.;
Незаконные ограничения информации о закупках и СМП и ССП с позиции прокуратуры;
Рассмотрение жалоб участников закупок на годовые отчеты о закупках у СМП и ССП;
Обоснования необходимости проведения закупок у СМП и ССП: отличия для разных категорий и групп заказчиков;
Формальные основания реализации ПП РФ от 11.12.2014 № 1352;
2.1. ПРАКТИКУМ «Выписка или декларация о принадлежности к СМП и ССП в составе заявки: неоднозначная практика контроля ПП РФ № 1352» (не законная форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к СМП и ССП; нахождение участника закупки в реестре на сайте https://rmsp.nalog.ru/ и непредставления выписки из него в заявке; требования о необходимости предоставления в составе заявки на момент подачи заявки сведений о процентном распределении стоимости поставляемого товара от цены заявки между субпоставщиками/ соисполнителями и т.д.)
3. ИТОГИ прокурорских проверок закупок отдельных видов юридических лиц в 2017 году: ненадлежащее исполнение обязанностей по информационной открытости закупок, нарушения антикоррупционного законодательства, мошеннические схемы использования денежных средств в интересах бизнес менеджеров
Создание юр. лицами наиболее благоприятных условий отдельным хозяйствующим субъектам и искусственное ограничение круга участников закупок;
Конфликт интересов в закупках и не приемлемое принятие мер по его урегулированию со стороны руководителей юр. лиц;
Заключение гражданско-правовых договоров фактически регулирующих трудовые отношения между работниками и работодателем, как нарушение трудового законодательства;
Сомнения в объективности принятия решений членами закупочных комиссий о признании победителями закупок;
Допустимость минимально необходимых требований, предъявляемым к объектам закупки ПРАКТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ;
Критерии законного/не законного ограничения размещения информации о закупках;
КЕЙС-СТАДИ:
Объективные препятствия для исполнения установленных законом требований по размещению информации о закупках
3.1. Меры прокурорского реагирования, направленные на устранение правонарушений в сфере закупок по 223-ФЗ: протесты прокуратуры на положения о закупках, представления, инициирование привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности
Удовлетворение протестов прокуратуры и приведение в соответствие положений о закупках
Пути практической реализации восстановления нарушенных прав субъектов предпринимательской деятельности;
Привлечение должностных лиц к дисциплинарной ответственности и принятие мер к недопущению аналогичных нарушений впредь;
Злоупотребления со стороны организаторов закупок, стремящихся, используя несовершенство действующего законодательства, заключить договора с заранее определёнными лицами;
Решение БИЗНЕС-КЕЙСА:
Доказательства, свидетельствующие о принятии юр. лицами мер по соблюдению законодательства РФ в сфере закупок
4. Оценка полноты, правовых, информационных и методических основ обеспечения законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным договорам: обзор результатов проведения аудита закупок в 2017 году (на примерах контрольно-счетных органов (КСО) субъектов РФ)
Не заинтересованность должностных лиц заказчиков в повышении эффективности закупок и формальное соблюдение требований закона № 223–ФЗ;
Отсутствие отлаженной системы взаимодействия структурных подразделений заказчиков при планировании закупок, подготовки документации (технической части, проектов договоров и пр.);
Расходование средств на приобретение товаров, работ, услуг без применения установленных общих принципов закупки товаров, работ, услуг и соблюдения основных требований к закупке;
Использование не по назначению средств привлеченных для обеспечения заявок на участие в торгах;
4.1. Проблематика применения № 223-ФЗ с позиции СП РФ (отсутствие исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупок и регулирования деятельности операторов электронных площадок, а также норм, направленных на повышение эффективности расходования средств на закупки и др.)
Отражение в практике реализации в 2017-2018 годах минимизации закупок у ед. поставщика (подрядчика, исполнителя); достоверности информации, размещаемой в ЕИС; обоснований НМЦД;
Низкий уровень конкуренции процедур и не достаточность действий заказчика для создания условий для конкуренции: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ и ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ примеры;
Свобода заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения: теория и практика;
КЕЙС–СТАДИ
КАК выявить факты несоответствия описания требований к безопасности, качеству, техническим характеристикам, потребительским свойствам товара, работы, услуги, к размерам, отгрузке товара, к результатам работы, которые определены положением о закупке
5. Результаты контроля реализации ключевых нововведений 2017 года в законодательство о закупках: выводы проверяющих, позиции участников закупок и организаторов закупок
5.1. Выписка из реестра членов СРО в составе заявки в силу поправки к Градостроительному кодексу РФ от 03.07.2016 № 372-ФЗ, вступившей в законную силу 1 июля 2017 г.: анализ сформированной за II полугодие 2017 г. практики контроля ФАС России
Системное толкования норм части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ с целью установления требований к участникам подрядных закупок;
Закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства для членов СРО с компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств и совокупным размером обязательств по договорам, не превышающим уровень ответственности участника
Правомерность отсутствия требований о наличии документа, подтверждающего членство в СРО при осуществлении закупок до 3 и более млн. рублей;
Выписка из реестра СРО на капительный ремонт системы отопления и разработку рабочей документации: неоднозначная практика реализации;
Ошибки предоставления выписок из реестра СРО, не подтверждающих членство СРО в соответствующей области;
Полномочия ФАС России оценивать действительность (недействительность) выписки о членстве в СРО, а также законность (незаконность) членства подрядчиков и проектировщиков в СРО;
ПРАКТИКУМ: Необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки при закупке работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (на примерах практики обжалований действий заказчиков в ФАС России)
5.2. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ (преференции отечественным поставщикам, подрядчикам, исполнителям) в корпоративных закупках: неоднозначные и противоречивые пути и способы реализации ПП РФ от 16.09.2016 № 925
Положения Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и ПП РФ № 925: позиции Центрального аппарата ФАС России, территориальных органов ФАС России, Минэкономразвития России и судов;
Нормы международных договоров в отношении товаров, страной происхождения которых являются страны ВТО, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами, зарегистрированными на территории стран ВТО и ЕАЭС;
Германия, Китай, Словения, Италия как импорт или Россия в понимании п . 8 ПП РФ № 925;
Ограничения участия товаров белорусского происхождения как нарушение п. 14 Приложения № 3 к Протоколу о порядке регулирования закупок в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе;
Товары из КНДР как преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет при оценке и сопоставлении заявок участников;
Подмена понятий аналога товара (т.е. товара с аналогичными техническими характеристиками) и страны происхождения товара;
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: не представление сведений о стране происхождения товаров в заявке; некорректное указание в заявке наименований стран; указание в двух заявках наименований стран предлагаемых к поставке товаров «Китай» и «Россия»; расчет стоимости российских товаров от стоимости всех предложенных поставке товаров: ДЕЙСТВИЯ ЗАКУПОЧНОЙ КОМИССИИ
13.00-14.00 обед
Лектор: ТОЛСТОБОКОВ ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ - референт государственной гражданской службы РФ 3 класса, эксперт в области государственных и общественных закупок; член инспекции по осуществлению внеплановых проверок Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА РФ (Свидетельство Министерства Юстиции РФ № 2390 от 28.04.2016). Практический опыт: В 2008-2011 гг. заместитель начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России); В 2011-2013 гг. инспектор Счетной Палаты РФ, один из разработчиков Федерального закона № 223-ФЗ, подзаконных нормативных правовых актов и ряда поправок в Федеральный закон № 44-ФЗ.
20 апреля 2018
10.00-17.00
6. Изменение позиций контроля и судов по спорным вопросам закупочной деятельности в 2017 году: практические нюансы на 2018 год
Уточняющие содержание заявок запросы заказчиков как основание недопущения ограничения конкуренции;
Право отказаться от всех полученных предложений по любой причине или прекратить процедуру закупки в любой момент, не неся при этом никакой ответственности перед участниками закупок: пределы допустимой практики с учетом изменений № 223-ФЗ с 1 июля 2018 г.;
Товарная накладная, акт приемки, платежное поручение как сведения об исполнении договоров в реестр договоров;
Автоматическое формирование документов, сопровождающих закупки программными и техническими средствами;
Право комиссии приравнивать для целей оценки значения, содержащиеся в заявках участников к минимальным (максимальным) значениям:
КЕЙС по критериям и порядкам оценки заявок (необъективность, дискретность (непропорциональность), субъективность определения лучших условий исполнения договора)
Актуальность применения правил размещения информации в ЕИС, утвержденных ПП РФ от 10.09.2012 №908 (графические, электронные виды файлов, отдельные и интегрированные с ЕИС структурированные форматы информации, внутренние локальные документы и т.д.)
7. Формирование, утверждение, подготовка и внесение изменений в планы закупок-2018:
Трудности практической реализации соблюдения сроков утверждения и публикации в ЕИС;
Допустимость осуществления закупок в отсутствие размещенного в ЕИС плана закупок либо «нулевого» плана закупок;
Проведение закупок ранее установленных в плане дат и безосновательное не проведение запланированных закупок;
Изменение плана закупок как обязательства заказчика перед публикацией в ЕИС извещений;
Отсутствие идентификация закупок предусмотренных планом закупок и публикуемыми в ЕИС извещений по количественным и ценовым показателям объекта поставки, способ ее размещения, минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам);
8. Принцип обеспечения конкуренции при осуществлении закупок и «уход» от проведения конкурентных закупок: позиции контроля, надзора и аудита закупок
Ошибки регламентации проведения процедур определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
Нерациональные выборы конкурентного способа закупки: специфика защиты позиции заказчика;
Закупки в одно время одного и того же разными договорами до 100 тысяч, а также исключения конкурентных способов закупки путем заключения нескольких договоров с единственным подрядчиком (исполнителем) от одной и той же даты, предметом которых являлось выполнение работ на одном объекте;
8.1. Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на грани дозволенного: их законность и обоснованность как НОВАЯ практика контроля и надзора 2017 года, АНОНС практики 2018 года
Нарушения ограничений по сумме договоров, заключаемых у ед. поставщика, предусмотренного положением о закупке: обзор практики применения штрафов;
Увеличение в положении о закупке суммы прямого договора со 100 тысяч до 2 млн. рублей: плюсы и минусы;
Ущемление имущественных интересов участников закупок при заключении договоров с ед.поставщиками: расчет упущенной выгоды и внеплановые проверки на предмет соблюдения антимонопольного законодательства;
Подача жалоб в ФАС России при осуществлении закупок у ед. поставщика: конкретные примеры обоснованных и необоснованных доводов заявителей;
Обоснование закупок у единственного поставщика: типичные ошибки и анализ досудебной и судебной практики в части исключительности закупок без применения конкурентных способов;
Пошаговый алгоритм признания недействительными договоров, заключенных с ед. поставщиками в судебном порядке;
Правомерность подведения итогов закупки у ед. поставщика ранее установленных дат в извещении, не обоснования цены договора, не включения в план закупок, «десятидневного моратория» на заключение прямого договора: позиции ЦА ФАС и УФАС России;
Протокол закупки у ед. поставщика: все «за» и «против»;
Безошибочное отражение коммунальных договоров, заключенных 1 января 2017 в реестре договоров: позиции прокуратуры и УФАС России;
Предотвращение негативных последствий закупок у ед. поставщика силами организатора закупки;
ОБЗОР протестов и требований прокуратуры незаконно предусматривающих возможности закупок у ед. поставщика;
8.2. «Здоровая» конкуренция и свобода экономической деятельности в закупочной деятельности: взгляды ФАС и комментарии эксперта к спорам в рамках разбирательств по Закону о защите конкуренции № 135-ФЗ
объединение в один лот технологически и функционально связанных товаров, работ, услуг только при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд;
определение конкурентности закупки при указании конкретных мест поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
согласованные действия заказчика и поставщика из побуждений, направленных на получение прибыли аффилированными лицами по завышенным ценам: расчеты сумм штрафов с акцентом на досудебную и судебную практику;
обман и злоупотребления доверием с использованием служебного положения заказчиком: анализ производства уголовного дела в отношении организатора закупок;
ПРАКТИКУМ: Расчет срок давности возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства
9. Полнота раскрытия информация о закупке п. 2 ст. 448 ГК РФ с учетом положений о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам, так и из недопустимости ограничения конкуренции (п.1 ст. 10 ГК РФ)
Четкие и определенные регламентации моментов исчисления сроков в законодательстве РФ и 223-ФЗ и подзаконных НПА (праздничные, выходные дни, фактическое подписание договоров за пределами отчетного месяца;
Выводы ФАС России о Легитимность, составляемых и публикуемых в ЕИС протоколов: ошибки
Не размещение в ЕИС информации о годовом объеме закупок у субъектов МП и СП и специфика возложения полномочий по проведению в соответствии со ст. 5.1. № 223-ФЗ по проведению оценки соответствия и осуществлению мониторинга планов закупок товаров, работ, услуг, годовых отчетов, подготовленных отдельными заказчиками: региональные аспекты практической реализации
10. Подтверждение возможности надлежащего исполнения обязательств по договору (предоставление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров; наличие опыта исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым и (или) положительной деловой репутации и т.д.)
10.1. Недобросовестное поведение как очевидное отклонение действий участников гражданского оборота от добросовестного поведения: отражение в практике контроля ФАС России Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
Право организатора закупки направлять запросы с целью установления обстоятельств, вызывающих сомнения;
Отсутствие заявок в закупке как доказательство формирования требований к участникам закупкам в интересах определенного хозяйствующего субъекта;
ПРАКТИКУМ
Недостоверные сведения в заявке как сведения не соответствующие действительности с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ как факты или события, которые не имели места в реальности во время, которому относятся указанные сведения
11. Закупки не уникальных товаров, имеющих аналоги на рынке
- Возможность поставки эквивалентного товара, обладающего необходимыми характеристиками как соответствие /не соответствие требованиям Положениям о закупках и законодательства;
- Право поставки товара, подтверждаемое производителем;
- Критерии аналогичности предмету закупки требований о наличии опыта участника закупки;
- Превосходство по качеству аналогичных (эквивалентных) товаров, предлагаемых к поставке до и после 1 июля 2018 года;
КЕЙС СТАДИ
Как выявить в закупочной документации необъективное описание объекта закупки ? Доказательства трудновыполнимости и избыточности требований закупочной документации
12. Влияние нарушений на результаты закупки и ограничение конкуренции по отношению к участникам закупок
- Технические ошибки организаторов закупок: оперативное устроение и исключение нарушения прав и интересов участников закупок
- Наличие здоровой конкуренции и не нарушение принципа равноправия и справедливости;
- Признание вины организаторами закупок по причине непредставления необходимой для закупок информации инициаторами закупок;
- Уход в ежегодный оплачиваемый отпуск, на больничный ответственных должностных лиц как обстоятельства доказывающее (недосказывающее) нарушение установленных законом сроков размещения информации;
13. Отсутствие четкого разграничения должностных обязанностей и ответственности сотрудников заказчика при осуществлении закупок
- Нарушения положений о закупках в части создания закупочных комиссий;
- Ошибки должностных инструкций в части контроля за соблюдением порядка проведения процедур закупок и размещения информации в ЕИС;
- Правила определения должностных лиц учреждений, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений (позиции прокуратуры);
КВЕСТ:
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, обстоятельства, смягчающие адм. ответственность и обстоятельства, указывающие на малозначительность допущенного правонарушения (на примерах назначения ФАС России штрафов должностным и юридическим лицам в 2017 году)
14 КРУГЛЫЙ СТОЛ: типовые ошибки заказчиков, участников закупок и контрольно-надзорных органов. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ разбор конкретных ситуаций в формате КЕЙС-СТАДИ.
13.00-14.00 обед
Лектор: ТОЛСТОБОКОВ ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ - референт государственной гражданской службы РФ 3 класса, эксперт в области государственных и общественных закупок; член инспекции по осуществлению внеплановых проверок Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА РФ (Свидетельство Министерства Юстиции РФ № 2390 от 28.04.2016). Практический опыт: В 2008-2011 гг. заместитель начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России); В 2011-2013 гг. инспектор Счетной Палаты РФ, один из разработчиков Федерального закона № 223-ФЗ, подзаконных нормативных правовых актов и ряда поправок в Федеральный закон № 44-ФЗ.
Участие в 2-х дневном семинаре– 29 900 руб./чел.
При обучении 2-х и более сотрудников от одной организации – 27 900 руб./чел.
В стоимость входит: обучение, методические материалы, обеды, кофе-брейки, минеральная вода, сертификат участника.
При оплате до 01 марта 2018г. – скидка 10%.
Обучение КАЖДОГО 4-го представителя от одной организации БЕСПЛАТНО!
Желающие могут получить диплом о профессиональной переподготовке «Эксперт в сфере закупок» или Удостоверение о повышении квалификации по 44-ФЗ (120 ак.час.) или 223-ФЗ (72 ак. час.) продолжив обучение в дистанционном модуле программы.
Доплата за Удостоверение о повышении квалификации - 3 000 руб./чел.
Доплата за Диплом о профессиональной переподготовке - 4 000 руб./чел.
Мы всегда готовы ответить на ваши вопросы
+7 (495) 997-6186, (499) 795-7708, (812) 313-2027
Комментариев пока нет